Решение мировых проблем
Вы не сможете решить проблемы,
пока не признаете, что они у вас есть.
Х. Маккей
Существует множество проблем, называемых «мировыми».
- Рост неравенства и дискриминация – обострение неравенства между национальностями, социальными статусами, профессиями и т.д.
- Опустошаемая планета – с началом промышленной революции человек, действуя во имя прогресса и развития, постоянно разрушает природную среду. Ущерб природе принимает разные формы, страдают почвы, воды, растительный мир, земная атмосфера. Загрязнение приводит к последствиям (потепление климата, обеднение озонового слоя, кислотные дожди), которые ставят под угрозу будущее нашей планеты.
- Наука и техника, достижения и опасности, связанные с ними. Человек по-прежнему относится к природе, как к служанке. Не ограничиваясь тем, что товарная логика распространяется на все виды общественной деятельности, современный человек подчиняет ей и саму жизнь. Благодаря достижениям генной инженерии и биотехнологии клетка и ген становятся сырьём для науки и промышленности в той же мере, что нефть или хлопок. Может ли человек согласиться с тем, что во имя науки и прогресса он становится выгодным материалом?!
- Угрозы нового типа – возрождается национализм, процветают международные мафиозные сети и организованная преступность.
Кроме всего этого, в мире почти каждый день случается какая-то катастрофа, пожар, взрыв, вооружённое столкновение.
Все по-разному относятся к этим вещам. Одни внимательно следят за ними в газетах и телепередачах, осуждают или сочувствуют, сетуют и досадуют, что такое происходит. Другие не интересуются этим и живут своей жизнью, как будто это всё – где-то там, далеко, и «не про нас». Общее, мнение объединяющие эти подходы – «мы тут не при чём, и хоть это всё и плохо, всё равно ничего нельзя поделать». Так ли уж ничего не зависит от нас?
Мировые проблемы не возникают сами по себе. Их создают конкретные люди – те, от решения которых зависит исход той или иной ситуации. Люди – такие же, как и мы все: имеют интеллект, волю, совесть, опыт. Почему же эти люди не стремятся к примирению вместо конфликта, к безвредному, экологически чистому производству и науке, общению без унижения других национальностей? «…Национализм есть злое эгоистическое самоутверждение и презрение и даже ненависть к другим народам» (Н. Бердяев).
Споры и войны вспыхивали на всем протяжении исторического развития общества между племенами, городами, странами, блоками государств. Войны велись по поводу территорий и ресурсов. Их порождали религиозные, культурные, идеологические, этнические и др. противоречия.
Но ни один конфликт никогда не возникает сам по себе. Он имеет инициаторов – людей, которые в силу особенностей своего характера и мировоззрения предпочитают решать проблемы военными методами, и иных путей знать не хотят. Проблема международных конфликтов – это проблема характера человека. Эта проблема связана с личной агрессивностью отдельных людей. Вражда людей встречается и внутри семьи (дети друг с другом, дети и родители), и с соседями (вражда семей), и внутри коллективов. Склонность враждовать друг с другом преследует человечество с древнейших времён – с тех пор, когда человек ещё только начинал выделяться из животного мира. В те времена ему ничего не стоило убить соперника даже из-за куска еды, и тем более, из-за территории. За этим стоял звериный инстинкт самосохранения, страх остаться обделённым. Следовательно, проблема войн и конфликтов – это проблема эгоизма и страха, обособленности и отчуждённости друг от друга. Мировоззрение древнего человека содержало установки (заблуждения), по которым весь мир делился на своих и чужих, «родичей» и «врагов» (даже если от них не было реальной опасности – всё равно враги, «на всякий случай»). «Кто наносит ущерб одному, тот угрожает многим» (Публий Сир). И если другие – чужие, значит:
а) их нужно бояться
б) их трудно понять
в) нужно защищать себя, свои интересы
г) здесь все средства защиты хороши.
Можно ли достичь своих интересов, ничего не разрушая, и не защищаясь ни от кого? Всем людям нужно, по сути, одно и то же – знания, возможность трудиться и созидать, возможность любить и заботиться, развиваться и расти. А это такие вещи, которые не нужно делить. Напротив, чем больше людей станут развиваться вместе, тем быстрее пойдёт развитие. «Людей не возвышает случайность расовой принадлежности или цвет кожи. Выше тот, у кого щедрее сердце и яснее разум» (Р. Ингерсолл).
На сегодняшний день от каждого лично зависит, оставаться ли на «первобытном» уровне развития, когда проблемы решались «устранением» тех, кто «мешает жить», или переходить на уровень выше и решать проблемы устранением их причин (которые кроются в нашем собственном поведении).
Разбирая любую из «мировых проблем», можно прийти к тому, что её причины – это всегда человеческие заблуждения, лень, злоба, глупость, неумение и нежелание найти безвредные выходы. А теперь посмотрим на самих себя: как живём мы и что творим. «Сойдёт и так, ничего страшного» – и человек оставляет вокруг себя горы мусора и свалок. «По-доброму ему ничего не объяснишь» – и человек идёт на ссору или драку. «Главное – мне хорошо, а другие потерпят, мне-то что?» – и человек включает ночью музыку, не думая о соседях… Всё это приводит к проблемам, отличающимся от «мировых» только лишь масштабом причиняемого вреда.
Каждый из нас – житель Земли, и ежедневными действиями вносит вклад в общее движение человечества вперёд или назад. Кто-то скажет: «Да причём тут я-то? И что значу я один?». На самом деле для коллектива в целом очень важно то, как каждый отдельный человек строит свою жизнь. Потому что жизнь отдельного человека только кажется «отдельной». Если изменится к лучшему его жизнь, измениться весь коллектив, в котором он живет и действует. Все дело в том, что такой человек не будет действовать один, а позовет с собой других. И будет думать как позвать, чтобы не отмахнулись, а поняли необходимость идти вместе. Тогда каждый из званых и откликнувшихся сделает тоже самое в своем близком окружении. И так далее.
«Условия существования жизни на Земле могут сохраняться ещё на протяжении шести миллиардов лет, а вот случится это или нет, зависит и от тебя, от твоей деловитости, от твоего умения работать. Если все-все-все люди поймут: я что-то в этом мире решаю, дело жизни на Земле не погибнет».
А. Маркуша.
____________________________________
По материалам сборника "Время не ждет" Под редакцией С.Я. Устюжанина. - Новосибирск: Издательство НПФ «Бэсттек-Авиа», 2006. - 83с.
© С.Я. Устюжанин, Н.Н. Склярова, Л.А. Чусовкова, О.А. Белоусова и др., 2006.
© ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "КЕРАМИКА. ЭТИКА И ПЕДАГОГИКА, 2014.
лучалось ли вам поздним вечером ожидать дома близкого человека? Стрелки на часах движутся медленно. Уже все сроки прошли, сколько же можно ждать? В голове всплывают истории о пропавших без вести, а воображение начинает рисовать самые разные картины-подозрения. «Что-то случилось», «загулял(а)», «не хочет возвращаться домой», «я жду, волнуюсь, а ему(ей) всё равно», и т.д. Но вот наконец звонок в дверь: «всё в порядке!» – облегчение и… поток упрёков долгожданному «скитальцу».
Способствуют мнительности (не только у ребятишек, но и у взрослых, солидных людей) и всевозможные «страшилки» – фильмы ужасов, детективные истории про убийства, криминальная хроника и т.п. Истории о преступлениях показывают для того, чтобы предостеречь людей от опасности. Но бывает и противоположный результат. Женщина на тёмной улице, видя в каждом встречном преступника невольно проявляет свой страх и враждебность в движениях, взгляде – всё в ней напряжено, как струна. Навстречу компания подвыпивших «искателей приключений» – и ответная агрессия не заставит себя ждать. Если конфликт не остановится, и до ограбления может дойти, и до убийства. Те же ребята, встретив доброжелательно настроенногочеловека, обойдут его стороной, а может, и утихомирятся от его слов.
Можно постоянно трудиться, а результатов своей работы не видеть, быть всегда занятым, и при этом многого не успевать. Так бывает, когда в действиях нет системы, определённого порядка. Порой «бурная» деятельность людей, искренне стремящихся к благим целям больше напоминает хаотичное броуновское движение молекул. А жизнь всё ускоряется, и чем больше дел, тем больше суеты. Где же выход? Чтобы использовать средства и свои силы рационально, необходимо определять приоритеты.
Расстановка приоритетов может быть ежедневным занятием и у детей. Полезно вместе с детьми планировать каждый день, даже если каждый день планы одинаковые. Например, забирая детей из школы, можно определить, сколько времени они гуляют (это связано с количеством уроков, погодой, другими планами). Обговорить, что по возвращению домой нужно переодеться, убрать вещи, помыть руки, согреть еду и поесть. Затем можно помыть посуду, сделать уроки, поиграть, посмотреть мультфильмы и т.д. Так интересно самим определять, сколько времени можно сегодня играть или гулять, чтобы успеть сделать на завтра все уроки и родителям помочь, и поучаствовать в совместных семейных планах. Совсем не то, что делать всё только по указке взрослых, выслушивая вечные понукания, запреты и ворчание. Когда тебя не заставляют, а сам решаешь, чем заниматься, то и обязанности могут быть в радость. Бывает, что уроков задали много. С чего начать: с простого или сложного, с письменного или устного? Прежде всего – то, что задано на следующий день. Конечно, всё индивидуально, но желательно чередовать письменные и устные предметы, чтобы не уставала рука. А если откладывать «на потом» все самое сложное и нелюбимое, может не хватить сил и внимания, чтобы хорошо в этом разобраться. Как раз с этого лучше всего и начать. А чтобы преодолеть «неохоту», можно создать самому себе интерес к «скучным» задачкам и упражнениям: например, нарисовать к ним картинки. Можно попробовать решить вместе с товарищами «мозговым штурмом» или параллельно, сверяя ответы, можно обратиться к взрослым за помощью. Будет ли учение «мучением» или первыми шагами к самостоятельной жизни, зависит от самого ребёнка и от тех старших, которые ему помогают. Закончить занятия можно творческими заданиями по рисованию, музыке, труду. Когда все сделано, и на душе легко, и время не ограничено. и настроение хорошее.